вторник, 26 февраля 2013 г.

                                    Детские игры или выбор роли
       
           Когда и где маленький человек приобретает основные качества характера? Конечно же, в семье, – в этом никто не сомневается. Появятся ли, закрепятся ли в его душе человечность, доброта, умение считаться с окружающими, или всё будет ровно наоборот – это, безусловно, зависит от раннего семейного воспитания. А способность мыслить, а интеллект? – Ну, это уж дело школы, на то есть учителя, вот пойдет учиться – и поумнеет, – так считают многие. И ошибаются! Интеллектуальное развитие ребенка начинается с первых детских игр. Хотя, конечно, не только с них, но и с общения с родителями и с бабушкиных сказок, но игра все-таки стоит на первом месте. Ученые давно доказали, что именно в процессе игры моделируется будущее поведение ребенка в коллективе сверстников, в семье, в обществе.

Игра в жизни малыша – это особый мир. Не проникнув в него, не наблюдая, не подсматривая со стороны, вы многого не поймете. Только в процессе игры, причем натуральной, не подстроенной, можно проследить за тем, как развивается интеллект ребенка. Двух-трехлетний малыш играет один или с родителями – и ему этого достаточно.
К четырем-пяти годам развивается воображение, способность фантазировать, и ребенок без труда представляет себя сначала мамой или папой, а потом – врачом, солдатом, продавцом, учителем, парикмахером… Наступает время сюжетно-ролевых игр – чрезвычайно важное время. Но если родители точно знают, что они должны научить свое чадо правильно произносить слова, правильно кушать, правильно поступать в той или иной ситуации, то многие из них очень удивятся, узнав, что не менее важно – научить ребенка играть.
В сюжетно-ролевых играх ребенок старается как можно ярче проявить себя, проявить весь свой, пусть пока невеликий, жизненный опыт, все свои знания и умения. Здесь участвуют все: и друзья, и родители, и сестра, и брат, и у каждого персонажа своя роль, своя, пусть игрушечная, но – жизнь. Можно с уверенностью сказать, что именно игра позволяет дошкольнику познать мир вещей и человеческих отношений. В игре он учится понимать предназначение тех или иных вещей, устанавливать связи со взрослыми и сверстниками, в игре он развивается.
В чем же состоит задача родителей в этот ответственный момент? Прежде всего в том, чтобы не препятствовать играм, пополняющим интеллектуальное развитие ребенка, постаравшись, однако, сделать так, чтобы они всё же не занимали всё его время. Первая ролевая игра девочек – это, конечно же, «дочки-матери». Создавая игрушечную «семью», они создают не что иное, как собственную модель семейного поведения, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи. Вот тут-то самое время понаблюдать за дочкой, – вы узнаете многое. Если ваша дочь чаще играет роль матери, то есть ведущую роль, требующую большой ответственности, – значит, эта кроха уже способна принимать какие-то самостоятельные решения, пусть даже детские.
Роль мамы – работа не из легких, и выбирают ее те, кто по своему характеру склонен к лидерству. Роль «дочки» выбирает та из девочек, которая склонна подчиняться – хотя бы потому, что так проще, не требуется никакой серьезности. Но не стоит думать, что если ваш ребенок в игре чаще становится подчиненным, то, значит, он необщителен, не приспособлен к жизни в группе. Уметь подчиняться так, чтобы не уронить себя в глазах сверстников, не сделать что-то в ущерб себе, – это, пожалуй, труднее, чем руководить. Вот и проследите, как в этой роли ведет себя ваша малышка.
Если же ребенок чаще всего выбирает в этой игре роль третьего лица – бабушки, сестры, то есть, не хочет ни руководить, ни подчиняться, то это признак того, что ваш малыш осознает сложность родительской роли, он понимает, что мама должна не только командовать и требовать беспрекословного подчинения, но и уметь находить общий язык с членами семьи. Кроме деления на главные и второстепенные роли, в сюжетно-ролевых играх существует деление на положительных и отрицательных героев. Не имея жизненного опыта, дети часто проводят это деление слишком резко.
Мотивация выбора ребенком положительной роли понятна: он хочет быть хорошим, стремится понравиться всем участникам игры, наладить дружеские отношения. Но иногда малыш сознательно выбирает резко отрицательные роли: злой матери или непослушного ребенка. Не будем здесь брать в расчет психические отклонения – мании, фобии, навязчивые состояния, – поговорим о трех других, наиболее часто встречающихся, причинах. Чаще всего причина столь необычного выбора – неблагоприятная обстановка в семье, жесткий, приказной, тоталитарный стиль семейного поведения. Именно эта модель отражается малышом в игровой деятельности. Родителям, заметившим за своим ребенком подобные особенности, стоит немедленно пересмотреть собственные методы воспитания.
Вторым мотивом выбора отрицательной роли может быть равнодушное поведение родителей, когда они для ребенка – не более чем посторонние наблюдатели. В такой обстановке малыш чувствует себя ненужным, неинтересным, и в игре он старается выплеснуть все свои отрицательные эмоции, которые не может проявить дома.
Третьей причиной выбора отрицательной роли может быть неравноправное положение в семье, когда после рождения второго ребенка все внимание уделяется младшему. В малыше накапливается чувство неудовлетворенности, злости, что и находит отражение в игровой деятельности. В жизни подобных причин, конечно, намного больше, но и этих трех достаточно, чтобы внимательные родители поняли: игра – это окно, распахнутое в интеллектуальный и эмоциональный мир ребенка, это возможность понять, что нужно скорректировать во взаимоотношениях с ним.
Где же, как не в игре, ребенок может проявить себя, выплеснуть накопившиеся эмоции? Именно в сюжетно-ролевых играх наиболее образно и наглядно можно проследить семейную среду и все отклонения в ней. Если малыш во время игры нервничает, кричит, раздражается, – это он просто-напросто копирует поведение кого-то из родителей или близких родственников. Очень часто, наблюдая за игрой детей, родители бывают неприятно поражены тем, как ведет себя в этой игре их послушный ребенок, они не перестают удивляться, откуда он почерпнул ту или иную форму поведения. Но, как правило, всё, что они видят в игре, – это модели поведения их же собственной семьи. И очень часто именно в процессе игры родители могут увидеть в своем чаде свои же собственные отрицательные черты. Ведь известно, что ребенок, как губка, впитывает в себя и всё хорошее, но, к сожалению, и всё плохое.
Поэтому не только родители, но и бабушки, и дедушки, и дяди, и тети должны стараться давать ребенку положительные примеры поведения, чтобы в дальнейшем избежать неприятных сюрпризов. Психика трех-четырехлетнего малыша уже достаточно сложна. При всей непосредственности и наивности ребенок уже имеет некоторый жизненный опыт, у него установлены какие-то контакты со взрослыми, он болезненно реагирует на все отклонения в семейной обстановке и в меру своих сил старается, например, сделать так, чтобы мама и папа не ссорились и не ругались. Благоприятная эмоциональная обстановка в семье очень важна для того чтобы ребенок развивался в полноценную, психически здоровую личность. Особое значение в сюжетно-ролевых играх имеет разница в поведении мальчиков и девочек. Все игры без труда можно разделить на типично «мальчишеские» и типично «девчоночьи».
 Именно в возрасте четырех-пяти лет закладываются основы половых различий в поведении и чертах характера. И в это время очень важно научить ребенка правильно относиться к друзьям противоположного пола. Особенно важно это для неполных семей: практика показывает, что мальчики, воспитанные одной матерью, очень часто грубо относятся к девочкам, а иногда конфликтуют и с другими мальчиками. Такое же неадекватное поведение зачастую характерно и для девочек, воспитанных в неполной семье.
Понаблюдайте за мальчиками и девочками, играющими вместе, и вы заметите в их поведении разные типы семейных отношений. Психологами неоднократно доказано, что именно в возрасте четырех-пяти лет в психику ребенка закладывается модель его будущего поведения в семье. В любом случае ничего, кроме пользы, не будет, если вы объясните сыну, что играть в «дочки-матери» для настоящего мужчины вовсе не позорно и не стыдно, а дочку убедите в том, что играть в «казаки-разбойники» девочки могут ничуть не хуже мальчишек. И уж, конечно, очень важно именно теперь объяснить мальчикам, что девочек нужно защищать, а не обижать и не дразнить, – пусть знают, что именно так должны поступать настоящие мужчины.
 /Источник: http://www.beautytime.ru автор: Елена Щербакова, психолог, 4.10.2005г./

0 коммент.:

Отправить комментарий


Email Subscription box byBlogger tricks